Потеря смысла жизни
Мы часто задаемся вопросом о смысле жизни. У каждого этот смысл свой. Иногда, мы не можем точно сказать, в чем он. Мы продолжаем жить. Так, или иначе, но в течение любой терапии мы обращаемся к вопросу о смысле бытия.
Известный психолог-экзистенциалист Виктор Франкл сравнивает желание познать смысл собственного существования с жаждой: потребность в питье, по сути, является доказательством существования воды — иначе как могла бы возникнуть жажда? Воды может не хватать в данный момент, в данных условиях, но это не значит, что ее нет вообще.
Наибольшую трудность для нас представляют периоды, когда явным образом исчерпаны прежние взгляды на жизнь, а новые еще не сформированы. Психологи (вслед за философами) называют такие ситуации экзистенциальным кризисом — кризисом самого существования индивида. Утрата любимого человека, разочарование в профессии, в людях, внезапное разорение, инвалидизирующие травмы, заточение в тюрьму, одиночество — все это делает невозможным продолжение привычного образа жизни. Эти события связаны с потерей важных жизненных опор и нередко сопровождаются тяжелыми переживаниями депрессии (которая имеет свою динамику и требует специализированной помощи), отнимающей столь ценные в такие времена душевные силы. Попытка найти ответ на вопрос о смысле жизни в таких случаях — по сути, защитный психологический механизм, призванный восстановить ситуацию сознательного контроля над происходящим: если я понимаю, в чем смысл, значит я способен разобраться во всем и смогу найти выход. Самым травматичным для человека является даже не само трагическое событие, а переживание собственной беспомощности перед ним и его неподконтрольность.
В такие периоды, следует признать, происходит расставание не только с прежней жизнью, но и с прежним ее смыслом — он становится недееспособным, ограниченным, устаревшим — ввиду новых, к сожалению, трагических событий. Оказывается, смысл не совпадает с жизнью (в нашем восприятии), и жизнь может продолжаться без смысла! Оглядываясь назад, мы можем обнаружить в ходе нашей жизни — не всегда болезненную — неоднократную смену ее смыслов: достаточно разграничить ее чисто возрастными периодами. Понимание глубины и направленности этого вопроса ребенком, подростком и взрослым будут несравнимо различающимися.
Психологи, психотерапевты склонны усматривать за проявлениями озабоченности смыслом жизни иные, не всегда явные и представленные в сознании конфликты. Психологическая наука и практика наглядно демонстрируют связь сознательных представлений (в том числе, конфликтных), с эмоциональной жизнью человека, с историей его отношений и развития. В приложении к обсуждаемой теме это не означает психологизации философских категорий, это, скорее, раскрывает более широкое их понимание, дает человеку возможность не только испытывать озадаченность базовыми вопросами существования, но и приблизиться к пониманию их реальной глубины и даже испытывать предчувствия их разрешения.
Не смотря, на осознание того, что жизнь имеет конечный пункт, можно и нужно жить качественно, подняться на ноги, и идти дальше.
Добавить комментарий